Плановая реконструкция. Часть 1

Необходимость преобразования системы высшего образования РФ, по сути, была продиктована целым сонмом заинтересантов и условий её существования. Теперь уже нет необходимости вспоминать этапы и процессы перехода на многоуровневую систему, которая предполагала достижение эквивалентности в так называемом глобализованном высшем образовании. Однако в процессе обнаружилось, что возникли прямые указания на заметное отставание университетов РФ в создании собственного благоприятного статуса для привлечения студентов из-за рубежа. При этом историческая академическая память о прошлых успехах высшей школы СССР не давала покоя при проведении сравнительного анализа состояния современной высшей школы России с аналогичными иностранными системами. Все это и заставляло принимать решения, направленные и на укрепление доверия к вузам России, и на привлечение иностранных студентов в РФ.

За последнее десятилетие две наиболее яркие инициативы в системе высшего образования были предприняты в этом направлении. Первая – это проект 5-100- и вторая — Приоритет 2030.

Проект 5-100» — проект по повышению конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Проект 5-100 был запущен Минобрнауки в соответствии с Указом президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». . Проект начал реализовываться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 211 от 16 марта 2013 года «О мерах государственной поддержки ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Формальная задача проекта состояла в том, чтобы вывести (по меньшей мере 5 университетов России) в список из 100 первых ведущих университетов мира в трех общеизвестных мировых рейтингах (Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE) и Academic Ranking of World Universities (ARWU или Шанхайский рейтинг)). Критические замечания, указывавшие на сомнительный характер участия в мировых рейтингах в тот период, не были приняты во внимание. Лоббизм крупнейших вузов России, направленный на внеплановое получение дополнительных форм бюджетного финансирования, сыграл свою роль.

В мае 2013 года был объявлен первый этап конкурса. Из 54 заявок были отобраны 15 университетов, которые получили государственную финансовую поддержку, направленную на решение задачи вклиниться в рейтинговые списки международных рейтинговых агентств. На втором этапе список расширился до 21 университета. По годам проект финансировался с 2013 г. по 2020 г. В млрд руб. эти ежегодные вливания составляли: 2013 – 8,7; 2014 – 10,15; 2015 – 10,14; 2016 – 10,93; 2017 – 10,31; 2018 – 9,91; 2019 -9,90; 2020 – 10,07. Проект завершился в 2020 году. При этом было заявлено о планах создания проекта-преемника в форме программы Приоритет-2030 , участниками которого должны были стать не менее 30 университетов.

В 2021 году Счётная палата РФ констатировала провал проекта 5-100, поскольку ни один университет, участвовавший в проекте, «не пробился» в первую сотню рейтингов ARWU, THE или QS. Некоторым «успехом» проекта было признано попадание в отдельные предметные рейтинги ARWU, THE или QS небольшого числа программ вузов. Это за почти 80 млрд руб. (или более $1 млрд). Таким образом, проект 5-100 позволил российским вузам узнать проблемы участия в мировых рейтингах и примкнуть к мировым академическим тенденциям с их конца. Текущее повсеместное увлечение вузов России сбором и представлением информации о себе для участия в десятках международных рейтингах для «престижного» попадания в список (700+, 1000+ и т. д. ) приобрело характер управленческой забавы саморекламирования без всяких осмысленных развивающих последствий для подавляющего числа российских университетов. Нет смысла подсчитывать эффективность финансовых вложений вузов в эту игру, основным принципом которой является принцип «все так делают, поэтому и нам надо».

На мой взгляд, глубокого анализа результатов проекта 5-100 в современной высшей школе не проведено. В качестве примера можно познакомиться с материалом Форбс.

Для интересующихся о втором проекте «Приоритет 2030» будет написано во второй части «Плановой реконструкции» в следующем сообщении.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top