Уроки рейтингов. Часть 1

Заявленная возможность создания национального рейтинга университетов выглядит достаточно странно, но, по крайней мере, позволяет использовать известный анализ процесса рейтингования, который был выполнен еще в 2010-2012 гг. Сейчас непонятно, будет ли это заявление воплощено в реальность, однако вспомнить об этих проблемах не помешает

С 2003 года глобальные рейтинги университетов приобрели характер важных и влиятельных инструментов во всем мире. Число глобальных, а затем и национальных рейтингов с 2003 года росло в геометрической прогрессии, потребность же в создании новых «почему-то» продолжается и сейчас. В заявленной инициативе министра речь идёт о национальном подходе, тем не менее известные споры о рейтингах (и глобальных, и национальных) из-за выбора критериев и их весовых коэффициентов достаточно хорошо известны. При этом главный вопрос о связи придуманных числовых характеристик с качеством образования вообще остается открытым. Несмотря на многочисленные недостатки, рейтинги пользуются высоким уровнем признания среди «заинтересованных сторон» из-за простоты их «потребительской информации». Вопрос о «заинтересованных сторонах» требует детального обсуждения и будет рассмотрен в следующих частях.

Сегодня можно извлечь несколько заметных уроков из существующего положения с рейтингами.

— Популярные глобальные рейтинги (ARWU, THE, QS, и др.) направлены на обслуживание мировой элиты (видимо, до 200 университетов), что, по сути, включает не более 1-3% университетов мира. Из-за элитарного подхода в методиках мировых рейтингов более 16 000 мировых университетов никогда не получат в них никакого ранга. Безуспешный проект 5-100 рф, который не позволил университетам РФ войти в список 100 ведущих университетов – наглядный пример.

— Многократно отмечено, что разные индикаторы имеют разные значения и при объединении данных часто нормируются. Этот означает, что объявленные оценки указывают не на сами значения индикатора, а на некоторые придуманные пропорции между показателями. В результате оценка всегда содержат субъективные элементы, принадлежащие «хозяину» рейтинга. Другими словами, рейтинги в принципе не могут быть «объективными». Даже если в ранжировании рейтинга преимущественно используются абсолютные значения, рейтинговые баллы зависят от его величины, т. е. такой (ненормируемый) рейтинг заранее отдает предпочтение крупным университетам.

— В целом глобальные рейтинги университетов отражают эффективность научных исследований, но не качество обучения. Библиометрические показатели, используемые для рейтингов, имеют свои недостатки, но все же они являются прямыми измерениями, в то время как индикаторы качества преподавания являются косвенными и их связь с преподаванием в лучшем случае опосредована. При оценке качества преподавания используются обычно далеко не однозначные, легко манипулируемые соотношения типа сотрудники/студенты, заработная плата и т. п., что на самом деле не измеряет качество.

— Библиометрические показатели, используемые для оценки исследовательской деятельности, устанавливают явно выраженное преимущество направлений образования в области естественных наук и медицины, что зарегистрировано как очевидный факт с тех пор, как был составлен первый рейтинг ARWU, в то время как социальные науки оценены недостаточно, а гуманитарные науки просто игнорируются. Разные попытки усовершенствовать методы расчета библиометрических наборов данных никоим образом не решают основную проблему эффективного учета цитирования. В то же время отмечено, что импакт-факторы цитируемости журнала не очень хорошо коррелируют с рейтингами экспертов. А это означает возможность возникновения недоверия к «импакт-фактору», который используется без тщательного анализа явлений, которые влияют на цитируемость.

— С самого начала использования рейтингов зафиксирована их языковая и региональная предвзятость. Глобальные рейтинги отдают предпочтение университетам из англоязычных стран, потому что работы не на английском языке существенно меньше публикуются и цитируются.

Национальным уроком внедрения рейтинговой системы можно отметить и распространившееся жульничество, связанное с наращиванием мускул библиографических данных работников науки и университетов

Отмеченные выше уроки прошлого, видимо, будут учтены при построении «новой» национальной системы РФ (если ее вообще можно назвать новой).

Продолжение обсуждения этой проблемы следует.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top